Станислав Рахимов
Станислав Рахимов о том, чем грозит человечеству тотальная глобализация

От имперского титанизма к разумному эгоизму: размышления по поводу 100-летия русской революции

21.03.2017, 06:36
От имперского титанизма к разумному эгоизму: размышления по поводу 100-летия русской революции

«Улица Московская» выражает признательность редактору портала «Пенза-онлайн» Светлане Филипповой за согласие на републикацию статьи доктора философских наук, профессора ПГУ Андрея Мясникова Немного истории. Профессор Мясников написал данную статью по просьбе другого профессора – Владимира Первушкина, который предложил подготовить текст на тему 100-летия великой русской революции для журнала «Сура», издающегося за счет средств областного бюджета. Профессор Мясников со свойственной ему добросовестностью, неординарностью, а также некоторой ироничностью, свойственной талантливым людям, написал текст и отослал его профессору Первушкину. Все это происходило еще во второй и третьей декадах февраля. А в первых числах марта профессору Мясникову в публикации отказали. Без объяснения причин. И он на своей страничке в Фейсбуке написал такое: «Неужели редакция пензенского литературного журнала «Сура» испугалась публиковать мою статью «От имперского титанизма к разумному эгоизму: к столетию русской революции?» Да, ведь я забыл, что они несвободные люди». А уже 7 марта он получил предложение разместить свою статью на портале «Пенза-онлайн», что и сделал. А теперь она и у нас. Немного советской ностальжи Сейчас много говорят и пишут о событиях столетней давности, и пытаются их по-разному оценить, осмыслить этот столетний путь, который проделала Россия. Мне показалось интересным остановиться на половине этого пути и вспомнить важное событие – 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции, которое отмечалось советским народом в 1967 г. Если обратиться к официальным речам и документам того периода, то сразу можно почувствовать титанический дух времени. Это особенно чувствуется, когда перечитываешь доклады генерального секретаря КПСС Л. И. Брежнева, и испытываешь уже забытые ощущения величия советского проекта, его исторической монументальности, проникаешься почти священным культом труда и солидарности со всеми трудящимися. За первые минуты чтения меня просто переполнил революционный титанизм, проснулась революционная мечтательность и желание осчастливить весь мир, сделать его лучше, прекраснее, справедливее. Чтобы не быть голословным приведу некоторые выдержки из доклада генсека: «Пятьдесят лет существования Страны Советов – это для нас пятьдесят лет героической борьбы и напряженного труда, пятьдесят лет боевых и трудовых побед во имя свободы, счастья и процветания всех народов нашей социалистической Родины, во имя коммунизма. Вот почему так дорога нашему сердцу эта юбилейная дата, вот почему мы встречаем ее с таким торжеством, с таким ликованием в наших сердцах. Но наш юбилей дорог не только советским людям. Ведь это день рождения первого в мире государства рабочих и крестьян, первого государства, где была навсегда уничтожена эксплуатация человека человеком, государства, которое показало путь к социалистическому будущему для других стран и народов. Вот почему вместе с нами 50-летие Октября отмечают как свой собственный большой праздник миллионы и миллионы наших друзей в других странах» .

Дочитывая доклад Леонида Ильича, революционная эйфория постепенно идёт на спад, и начинаешь ловить себя на мысли о великих иллюзиях, массовом обмане и показушничестве, которыми была наполнена реальная советская жизнь. Хотя для тех поколений это была светлая и жизнеутверждающая вера, которая до сих пор вызывает у них ностальгию, но сегодня она вызывает искреннее сочувствие… Эти ностальгические настроения учитывают некоторые современные политики и громко заявляют, что распад СССР – это величайшая геополитическая катастрофа ХХ века. В этом утверждении явно выражено негативное оценочное суждение – «это была катастрофа». Я лично не согласен с этим оценочным утверждением. По моему мнению, распад советской империи – это вполне закономерный результат исторического развития народов, проживающих на территории бывшего Советского Союза. Распад советской империи был так же неизбежен, как и распад Российской империи после Первой мировой войны. Это предсказывал ещё Александр Радищев в своей оде «Вольность». Итак, вернёмся к 100-летию Великой Российской революции.

«Белый реванш?» Социально-политический анализ происходящего в современной России многих исследователей подводит к мнению, что через 100 лет после прихода к власти большевиков, «красных», «белые» взяли исторический реванш, т. е. страна вернулась на начальный этап буржуазно-демократического развития, от которого отказалась сто лет назад. Аргументы: 1. Воссоздано сословно-классовое общество с огромным уровнем социально-экономического неравенства между богатыми и бедными: олигархический капитализм . Как показывает новейшая статистика, 10% населения страны владеют почти всеми её богатствами. Такая социально-экономическая ситуация характерна для эпохи дикого капитализма, который ещё не освободился от многих элементов позднего феодализма. 2. Воссоздана авторитарная система управления, основанная на тотальном военно-полицейском государственном контроле . Мощный силовой блок должен прежде всего обеспечить неделимость страны, т. е. сохранность крупной частной собственности, находящейся в удаленных территориях, а также личную безопасность самих собственников. Тем более что дети и родственники большинства крупных чиновников и генералитета заняты в сфере бизнеса. Вместе с тем, военно-полицейская система постепенно начинает обеспечивать и конституционные права большинства граждан страны. 3. Религиозные организации вновь получили легитимность и государственную поддержку, и даже некоторые из них претендуют на идеологическое доминирование в общественной жизни. Активное вхождение церковно-религиозных организаций в личную, общественную и государственную жизнь объясняется потребностью некоторой части населения в их услугах. Как отмечают обществоведы, рост религиозных настроений связан с ценностно-нормативной аномией, которая произошла в 90-е годы после быстрого краха советской идеологии, но постепенно общество трезвеет, взрослеет и начинает всё более рационально относиться к религиозной вере и к посреднической роли церковных организаций. 4. В сфере науки, образования и культуры восстановлены принципы демократизма и свободомыслия . Учёные освободились от «принципа партийности» и мировоззренческого догматизма. Имеющаяся свобода слова и печати выражает реальную демократическую направленность развития российского общества. 5. В частной сфере начинают преобладать эгоистичные, лично-семейные интересы . К сожалению, пока это ведёт к распространению местничества, семейственности, высокой коррумпированности государственного и муниципального управления, но постепенно эта тенденция будет ограничиваться контролем со стороны гражданского общества и более эффективной деятельностью правоохранительных структур. Приоритет частного над общим начинает осознаваться многими россиянами в качестве вполне разумного убеждения. Вместе со многими другими учёными я утверждаю, что первичность частного интереса заложена в самой человеческой природе, и от этого природного эгоизма мы не можем избавиться. Нам остаётся его трансформировать, сублимировать, согласовывать с общественными потребностями и интересами других лиц, чтобы идти от частного к общему благу. Поэтому прежние попытки искоренить «частно-собственнические инстинкты» были обречены на неудачу, так как это был бунт против природы. 6. По моим социологическим опросам жителей г. Пензы и Пензенской области, проведённым в сентябре-октябре 2016 г. (350 человек), 95% опрошенных считают, что коммунизм не наступит, потому что это утопия. Недавние выборы в Государственную Думу также подтверждают эту тенденцию. У коммунистов только 13% голосов. Итак, «красные» проиграли, а «белые» вновь на коне. Такая политологическая трактовка сегодняшней ситуации звучит остро, может быть, не очень политкорректно, но факты и логика приводят именно к такому выводу. По моему мнению, в конце ХХ века в России началась буржуазно-демократическая революция, которая продолжается до сих пор. Поэтому о нынешнем времени мы и говорим как о переходной эпохе. Правящий класс благоразумно опасается открыто признать состоявшийся «белый реванш», чтобы не обижать старшие поколения и не обострять классовые противоречия; поэтому через СМИ активно внедряется так называемый проект «СССР-2», чтобы удовлетворить ностальгические чувства постсоветских поколений, сохранить социокультурную преемственность, ментальное единство истории. Такая искусственная реставрация советского прошлого лишь замедляет модернизацию страны, но такова тактика правящего класса, который обладает полнотой информации о происходящем и очень заинтересован в сохранении нового порядка, поэтому готов на самые разные уступки, уловки и манипуляции, чтобы не допустить великих потрясений.

О «случайности» или «неизбежности» Великой русской революции В начале рыночных реформ историки много рассуждали о том, что революции 1917 г. можно было бы избежать, предотвратить её, если бы вовремя были проведены реформы . Теперь большинство официальных историков вернулось к советской трактовке: революция была исторической неизбежностью, т. е. была подготовлена всем ходом российской истории . Такая смена научных настроений может быть объяснена изменением политического тренда – с исторической случайности революции на её историческую необходимость. Действующая власть всё больше заинтересована в обосновании своей исторической не случайности, чтобы закрепить в общественном сознании своё право на будущее господство, и для этого отечественная история должна подстроиться под гегелевскую идею – «в истории нет ничего случайного». Но тут появляется другая группа общественно-политических интересов, в лице РПЦ, которую вовсе не устраивает тезис о не случайности русской революции. Ведь историческая необходимость революции также предполагает признание необходимыми и массового атеизма, безбожия, антицерковных настроений и гонений на священнослужителей, и в итоге отделения церкви от государства. Из этого следует, что такие страшные последствия для религиозных институтов России оказываются не случайными, а вполне осмысленными и заслуженными . Очевидно, что нынешней церкви такая трактовка революционного прошлого не очень удобна, и поэтому она выступает за идею случайности русской революции. Для объяснения этой идеи случайности нередко используется аналогия со скалолазом: русский народ, подобно скалолазу, долго взбирался на крутую гору веры Христовой, и в один момент неудачно оступился и упал в бездну неверия, атеизма, а теперь вновь ускоренно взбирается на желанную вершину. Думаю, что в скором времени церковная точка зрения присоединится к правительственной, так как главный вопрос таких историко-политических трактовок – это объяснение настоящего и проектирование будущего страны. А для нового класса частных собственников (включая и церковные владения) наиболее подходящей будет гегелевская идея разумности и необходимости прошлого, настоящего и будущего.

Оптимистическое заключение 100-летие «красного Октября» Россия встречает в бело-голубых одеждах, дающих некоторую надежду на светлое буржуазное будущее. Такая вот историческая диалектика... Ленинско-сталинский проект исчерпал себя, и этот факт подтверждает правоту классического марксизма о том, что скачки в историческом развитии оказываются очень затратными случайностями, которые не могут изменить общую логику развития человеческого общества. Какие же можно извлечь «философские уроки» из этого масштабного исторического эксперимента? Люди – это не ангелы, которые могут жить только духовными стремлениями и общественными идеалами. Люди не могут жить без эгоизма, без материальных потребностей. Поэтому попытки создать «советских ангелов» были обречены на неудачу. Революционные скачки очень опасны и затратны для общества, и они возвращают его к научной логике исторического развития, чтобы решить назревшие проблемы. Если власть не обновляется демократическим путём, то происходит её революционное свержение со всеми вытекающими негативными последствиями. Итак, формирование нормального буржуазно-демократического общества – это и есть наша разумная действительность, которая создаётся ежедневными частными делами, общественными заботами и стараниями всех граждан нашей большой страны. Источник: http://www.penza-online.ru/novost/obshchestvo/ot-imperskogo-titanizma-k-razumnomu-egoizmu-razmyshleniya-po-povodu-100-letiya-russkoy-revolyutsii-ch?ELEMENT_ID=10880

Источник: www.ym-penza.ru
Пенза сегодня
29.03
29.03
29.03
29.03
29.03
29.03
29.03
29.03
Интересное
© "Монависта" Агентство конфликтных ситуаций, 2011 - 2017 | e-mail: site@monavista.ru
Сетевое издание «Monavista» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15 августа 2016 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 66827

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.
Пользовательское соглашение проекта "Регионы"
Яндекс цитирования
Доступно на Google Play